Суббота, 18.05.2024, 20:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Народы [3]
Описание народов, проживающих на территории Нижегородской области
Места [57]
Населённые пункты, входящие в состав Нижегородской области
Личности [60]
Биографии известных людей, рожденных или живших в Нижегородской области
Природа [9]
Описание природных ресурсов и полезных ископаемых Нижегородской области
Памятные даты [1]
Список дат, связанных с Нижегородским краем
Разное [7]
Статьи, не вошедшие в вышеперечисленные разделы
Облако тегов
Связь со мной
Калькулятор
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Народы

Мордва
Мордва. Это обозначение объединяет два субэтноса с различными языками - эрзю и мокшу, которые были единым целым около полутора тысяч лет назад, но затем историческая судьба развела их. Мордвы насчитывается около миллиона человек, из которых в Нижегородской области живут 24 тысячи. К сожалению, число это сокращается - люди забывают свой родной язык и начинают считать себя русскими.

По своему происхождению эрзя и мокша - ближайшие родственники мари, однако их формирование шло в южной части современного Нижегородского Поволжья. Именно им принадлежало устье Оки, где находился город Обран Ош (в древних легендах, которые записал полтора века назад П.И. Мельников-Печорский, его называют Ибрагимов Городок), древние священные места. Потому с таким упорством воевал в 1220-х годах мордовский инязор (князь) Пургас с владимиро-суздальскими князьями после основания Нижнего Новгорода за свои земли у слияния великих рек, разорял Благовещенский монастырь.

Сейчас эрзянские села и деревни располагаются островами на юге области - в Пильнинском, Сергачском, Сеченовском, Красноктябрьском, Гагинском, Шатковском. Лукояновском, Первомайском и Вознесенском районах. Мокша живет всего в трех населенных пунктах Лукояновского и Первомайского районов. Но еще совсем недавно ареал расселения мордвы был в нашем крае значительно шире. В конце XIX века только на территории современных Богородского и Дальнеконстантиновского районов жило около 35 тысяч эрзи, принадлежавших к этнографической группе терюхан. Ныне она полностью исчезла. Земли терюхан начинались в ту пору всего в 40 верстах от Нижнего Новгорода. Именно на материале их сёл Мельников-Печорский создал свою работу «Очерки мордвы», где описал обряды и традиционные моления, которые наблюдал возле деревень Инютино и Криуша. Там теперь говорят только по-русски, Исчезла мордва в Перевоаском и Бутурлинсном районах, а ведь именно там с её бытом и культурой знакомился в 1768 году академик Петр Симон Паллас.

Напоминают о былом населении юга области названия, во многих из них звучат личные имена основателей-эрзян - Ардатов, Арзамас, Суроватиха, Кетово, Болдино, Ичалки, Дивеево, в Нижнем Новгороде от таких имен происходят и Канавино, и Бурнаковка, и Копосово, и Петряевка. Эраянекие же названия Гарталей (крутой овраг), Миянг (бобровый), Пешелань (липовый) И многие, многие другие.

Эрзяне были в прошлом землепашцами, мокшане - в большинстве скотоводами. Оба народа жили лесными промыслами: охотились, добывали мёд диких пчел, ловили рыбу. Само собой разумеется, это требовало от людей глубокого понимания природы и гармоничных отношений с нею.

Настойчиво обращали эрзян и мокшан в православие в XVII - XVIIII веках. Это требовало отказа от сложившегося образа жизни, привело к утрате национальных черт. Сотни сел забыли свои древние песни, потеряли вместе с преданиями историческую память. По свидетельству экологов, именно в тех районах, где это случилось, разрушение среды сельским хозяйством особенно значительно,почти полностью сведён лес, пересохли реки.

О традиционной религии эрзи и мокши можно узнать сейчас лишь из исследований ученых. Во многом она напоминает марийское. Верховный бог Чепас (у эрзи) или Шкай (у мокши), боги и духи стихий, лесов, рек Пургинень (грозы), Масторава (земля-мать), Паксява (мать поля), Вирява (мать леса), Ведява (мать воды), Рава (мать Волги) - такими существами был населен окружающий мордву мир. Из уважения к ним, из боязни обидеть «хозяев» человек делал богам и духам подарки, никогда не загрязнял воду, не рубил в лесу лишних деревьев, а к срубленным относился рачительно, не добывал излишнее количество зверей и птиц, в меру ловил рыбу, страшным грехом считалось ругаться в лесу, сетовать на скудность его даров. Разумеется, только у земледельческого народа могли возникнуть представления о Паксяве, которая в жаркий полдень ходит по своим полям и не желает, чтобы в эту пору ей встречались люди, тех, кто ей попадается, бьет по голове. Это поверие спасало земледельцев от теплового удара. Как обиталища душ предков, почитались те же деревья, что и у мари.

Моление во многом также напоминало марийское. Происходило оно в особых местах возле родника и старых, никогда не рубившихся деревьев. Около двадцати таких священных урочищ эрзи сохранились до сих пор на юге области и отнесены к памятникам природы. Порой в них встречаются редкие, занесенные в Красную книгу растения, огромные деревья, достигшие трёхсот лет, большие плоские валуны. Места эти берегут по традиции, хотя молиться туда никто не ходит больше полутора сотен лет. К сожалению, многие святилища были уничтожены церковниками. Недалеко от Сергача, например, в 1706 году были срублены великолепные дубы священной рощи, и из них построили церковь.

Самое примечательное в древнем фольклоре эрзи и мокши - эпические песни, настоящие поэмы о богах, о происхождении мира, о том, как живут в лесу звери и птицы, о жизни волжских рыб. Они раскрывают перед человеком красоту и гармонию мира, учат тому, что каждая жизнь бесценна, что лебедь, утка, заяц способны переживать, как человек, и нельзя их обижать. Древние песни о предках и исторических событиях, среди которых есть эпические повествования о жизни нижегородской мордвы и её участии в походах Ивана Грозного, об основании Нижнего Новгорода, стали основой для масштабной эпической книги Масторава (Мать-Земля). Её создал на эрзянском языке в 1980-х - 90-х годах, а затем и перевёл на русский замечательный саранский ученый и поэт Александр Шаронов.

Национальный костюм мокши и эрзи - белый с красным, как и у других финно-угорских народов, с богатой орнаментальной вышивкой; лучшими украшениями были монеты и небольшие белые раковины каури, привозившиеся с Индийского океана. Обувалась эрзя в лапти, а мокша чаще в кожаные сапоги, причем мокшанки носили штаны - им приходилось сидеть в седле. «Мордовку вначале услышишь, а потом увидишь», - говорили в народе. Как и марийки, эрзянки и мокшанки носили множество медных и железных украшений, которые при ходьбе звенели. Металлические утиные лапки служили оберегом для женщин - утка у финно-угоров считалась их покровительницей.

Окончательно в состав Русского государства мордва вошла одновременно с марийцами, но и до этого она часто оказывалась союзником русских в борьбе против захватчиков. Нижегородские эрзяне заняли значительное место в истории страны: из них вышел патриарх Никон, проводивший церковную реформу, выдающиеся ученые - основоположник мерзлотоведения А. И. Сумгин (он был комиссаром Нижегородской губернии в 1917-1919 годах и сумел избежать в нашем крае кровопролития в самые острые моменты), украинский биолог и эколог В. И. Талиев, известный педагог А. А. Куманев, историк и этнограф Н. Ф. Мокшин, языковед Д. Т. Надькин.

Национально-культурным центром эрзи и мокши в области является Лукоянов. В этом городе в 1992 году открылся музей эрзянской культуры, который создали журналист М.А. Савлев и художник Н.И. Аношкин. В Нижнем Новгороде действует национально-культурное объединение мордвы "Ялгат" («Друзья»).



Категория: Народы | Добавил: grunger (12.09.2011) | Автор: Алексей E
Просмотров: 5600 | Комментарии: 1 | Теги: народы, Мордва | Рейтинг: 5.0/3

Понравился сайт? Оставь отзыв в Гостевой книге!
Всего комментариев: 1
1 arcaryfreew  
0
то что я искал, спасибо

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]